Рецензия на спектакль. Кандидат филологических наук. Камильянова Ю.

🚶🏻В поисках истины, или житие юродивого Васи.
 
Рецензия на моноспектакль «Здесь был Вася».
 
 
Смотреть на мир глазами Васи довольно странно.  Не просто, но хорошо, потому что Вася –  российский юродивый. И нам это сознание присуще от корней. Я стала смотреть на мир глазами Васи на следующий день после спектакля. Проснулась и поняла – угол зрения поменялся.
 
В Уфе  показ моноспектакля «Здесь был Вася» состоялся 7 октября 2017 года, и его многие ждали. «Здесь был Вася» – это результат работы мощного тандема режиссера Вероники Насальской и автора пьесы и исполнителя главной роли Никиты Грекова.
 
Никита Греков родился в 1986 г. в Новосибирске, окончил Новосибирский государственный театральный институт по курсу «Актер драматического театра и кино» в 2008 году (курс А. В. Ахреева). Затем началась его карьера как актёра, журналиста, писателя, музыканта. Пьеса «Здесь был Вася» была написана в 2015 году и по счастливой случайности представлена актрисе, режиссеру, основательнице театра АРТиШОК, участнику и победителю международных фестивалей в более чем 25 странах Веронике Насальской. Вероника оценила пьесу очень высоко, и было решено поставить её для театра АРТиШОК. Премьера состоялась в апреле 2016 года. Очень важную роль в постановке сыграли декорации Владимира Кужеля, заслуженного художника Республики  Казахстан, лауреата государственной премии Республики Казахстан.
 
Привлекли название спектакля и афиша. На сером фоне желтое граффити – «Здесь был Вася!», а под названием две зеркалящие фигуры – дворового граффитчика в бейсболке, сделавшего эту надпись, и Будды, просветленного принца. Афиша стильная, отправляющая к культуре  европейского стрит арта, с одной стороны, с другой, –  к «типичным» российским характерам с пелевинско-буддийским подтекстом. Если говорить о литературном контексте, то «Чапаев и Пустота» Виктора Пелевина – это один из первых «буддийских романов» в современной отечественной литературе. Если копнуть глубже, первым всё-таки была поэма Венечки Ерофеева «Москва-Петушки», соединившая в себе сюжет юродского жития с буддийскими мотивами.
 
*«Стрит арт – (англ. Street art — уличное искусство) — направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер».
 
*«Чапаев и  Пустота» – третий роман Виктора Пелевина, написанный в 1996 году. Сам автор характеризует свою работу как «первое произведение в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте».
 
*«Москва-Петушки» — псевдоавтобиографическая постмодернистская поэма в прозе писателя Венедикта Васильевича Ерофеева (1938—1990). Герой совершает путешествие в некое утопическое место,  в конце погибает от удара ножом, сообщая о себе: «С тех пор я не приходил в сознание, и никогда не приду».
 
Вася забирает сразу: наше имя – это лишь звуки, которые даны,  для того чтобы мы на них откликались. Вася сидит рядом с нами в зале и оттуда начинает менять наше сознание. Он общается, спрашивает, как нас зовут, как у нас дела. А потом мы узнаем, что Вася неизлечимо болен… А до этого он становится нам почти близким человеком, так просты и понятны каждому его образ мышления и слова. И в то же время эти простота и непосредственность взрывают мозг и заставляют прислушаться к себе: а кто я на самом деле? а зачем я живу?
 
Такие вопросы у русских людей в прежние времена возникали от столкновения с юродивыми, блаженными людьми, которые странствовали по Руси днём  и молились за всех ночью, ходили в рубище в любой мороз и могли важному человеку и самому государю сказать нелицеприятные слова, высмеять, даже опозорить. В словах юродивого всегда была правда, часто неприятная, поэтому их боялись.
 
«Юродство (от ст.славь. оуродъ, юродъ — «дурак, безумный») — намеренное старание казаться глупым, безумным. В православии юродивые — слой странствующих монахов и религиозных подвижников. Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений».
 
Правда в спектакле «Здесь был Вася» звучит жутко: мы рождаемся, растём, потом работаем всю жизнь, например, на заводе по производству кормов для кошек и собак («на кота») или  на «есть чо?», а потом куда-то ненадолго уходим, чтобы … вернуться снова, только в новом теле. И наша жизнь в бесконечном круговороте сансары (термин взят из философии индуизма) лишена вообще какого-то смысла. Потому что круг все время один и тот же. Кем бы ты ни был, ты проходишь юдоль земного существования, не получая и доли радости. Бессмысленность – как во сне. А хорошо бы проснуться.
 
«Санса́ра или самса́ра (санскр. संसार, saṃsāra IAST «блуждание, странствование») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философиидуша, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».
 
Первая литературная ассоциация, которая возникает сразу после просмотра спектакля, это поэма в прозе Венечки Ерофеева «Москва-Петушки». В основе юродский сюжет-странствие по Руси: в поисках себя, в поисках смысла, в молитве. В поисках сострадания. Герой Венечки Ерофеева, алкоголик, ищет сострадания и сам очень сострадателен. Он сострадает всем, кто встречается на его пути, но не активно в силу особенностей характера. Герой пьесы «Здесь был Вася» неизлечимо болен, и это вызывает в нём глубинную жажду обретения смысла, и рассказ его  о собственной жизни становится криком о помощи, взывающим к состраданию просветлённого, святого человека. Человека, который познал высший смысл и знает, как «выпрыгнуть» из вечного колеса страданий.
 
Со дня первого выхода спектакля в Алма-Аты он путешествует по России. Никита и Елена Грекова, звукорежиссер спектакля, объехали множество городов, среди них Новокузнецк, Иркутск, Красноярск, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Тюмень, Екатеринбург, Краснодар, Уфа. И это не случайно. Как юродивый в русской культуре – странствующая душа, так и Вася – душа, которая несет в наши сердца понимание высшего смысла.
 
Повышенное внимание к жанру моноспектакля в последнее время имеет глубокий смысл. Людям не хватает исповедальности, искренности, которую несут монологи героев – самых обычных людей, живущих среди нас. Почему так привлекателен стал Евгений Гришковец со своим лирическим монотеатром? Потому что люди увидели себя в его постановках, без прикрас, без театральных спецэффектов. Себя – тихих, сомневающихся, очень ранимых, иногда распахнутых, чаще закрытых. Мы закрыты 90 % времени, которое проживаем на планете. Поэтому открытость так привлекает. Уникальность жанра моноспектакля заключается еще и в том, что один актёр должен организовать все пространство сцены и вовлечь зрителя, удержать его внимание на протяжении спектакля. Это непросто. Для этого нужен не просто талантом, для этого нужна внутренняя сила.
 
Ощущается, какая огромная работа над спектаклем «Здесь был Вася» была проделана режиссером Вероникой Насальской и актером Никитой Грековым. Постановка не просто притягивает и  удерживает внимание, в какие-то моменты она вызывает ужас, страх, трепет, безудержный смех. Все это умело организовано и талантливо сыграно. Импровизация сочетается с прекрасной режиссурой, дополняя ее и расширяя характер главного героя. Для меня моменты, когда Вася показывает, как проходил химиотерапию, или как исцелялся у Ивана из Бийска под звук караталов (медных тарелочек), или когда он изображал кота, стали незабываемыми. Редкой находкой в смысловом и сценическом плане стала притча о гопнике и Будде. Очень красивый, тонко исполненный подвод к кульминации и развязке сюжета. Не знаю, как задумывал режиссер, но сложилось впечатление, что кульминация и развязка в  пьесе совпадают. Очень сильным моментом является и художественное решение постановки: хаос и разруха мира вещей как будто подчёркивают неземные свойства души.
 
Самый сильный эффект этого спектакля со всеми перипетиями сюжета – это возникающее желание разложить по полочкам собственную жизнь и понять, ЗАЧЕМ именно ты здесь. Вася жестоко бьет по бессмысленности жизни каждого человека, буквально каждого. Он очень добрый, сердечный, одно слово – юродивый, поэтому может позволить себе говорить правду в лицо. А вот принять эту правду или нет – это выбор каждого.
 
 
Юлия Камильянова, кандидат филологических наук,
директор центра практической журналистики
Башкирского государственного университета
Вася в вашем городе