Редко можно встретить сценарий, последовательно и целостно развивающийся вокруг одной ясной и конкретной философской идеи, причём идеи не фрагментарной (описывающей всего лишь некоторый срез реальности), а идеи Абсолютной (в смысле Гегеля), включающей в себя системное мировоззрение, ясную прогнозируемую цель жизни и даже (что совсем уж редко) конкретный метод достижения этой цели, который бы сам по себе реализовывал полноценный смысл всей человеческой жизни – в начале, середине и конце жизненного пути.
А философская цельность значит, что любой непредвзятый зритель обязательно узнает себя в главном герое: разве не у каждого из нас «рак головного мозга»?! Или кто-то может утверждать, что свободен от хронической «головной боли» по поводу бесконечных беспокойств, преследующих нас самих и наших близких?! И разве в действительности не так, что исход этих беспокойств предрешён? Не так ли каждый мечется в конвульсивных тщетных попытках «излечиться» от врождённой болезни, а встречает только лже-докторов, стремящихся обещать «лечение» от неизлечимого?
В этом смысле, инсайт достигнут: то глубокое ежесекундное переживание неполноценности жизни на краю смерти, которое каждый подсознательно и невыразимо несёт внутри себя, принял животворную форму прямо на глазах у зрителя.
Тем гротескнее воодушевляет пёстрый юмор, которого в спектакле много, – яркий признак прикосновения к грани чего-то настоящего, подлинного, что естественно освобождает от «экзистенциального ужаса» (Хайдеггер) перед пределом вымышленной повседневной «реальности». Да, в мыслях, словах и поступках обаятельного героя много доброго и глубокого юмора, как в человеке, увлечённом ароматным «запахом» приближающейся истины, — ему легко с улыбкой относиться к своим трагедиям, потому что на подлинном пути всегда оказывается, что «проблемы — это новые возможности» (китайская мудрость).
Важно, что есть Happy end – каждый человек достигает цели, если она правильно поставлена. Это научно-философский факт. Замечательный урок для разумного зрителя: нужно любой ценой узнать истинную цель и правильно к ней продвигаться.
Наконец, даже самая подлинная из всех истин не принесла бы пользы, если бы не была проявлена с соответствующе достойным, а значит истинным талантом. Никита Греков показал в этом смысле безупречный пример: его талант действительно имеет право говорить и показывать истину. Своей проникновенно-честной игрой и открытым общением с публикой автор продемонстрировал последовательность и верность собственному художественно-философскому замыслу торжества «правды и только правды». Долгая овация в конце спектакля – тому доказательство.